Тон рисунка
Тон – это диапазон светлого и темного в твоем рисунке. Это черный, белый и вся градация, которая находится между ними. Конечно черный и белый в чистом виде, никогда не используются художниками. Даже относительно цвета, насколько он будет светлым или темным (оттенки, полутона) также можно применить понятие тон. Объект, который находится на переднем плане, четче и темнее, чем удаляющиеся от него объекты к горизонту (конечно, это зависит от освещения и других факторов). Обратите внимание на градиентную схему ниже, она поможет лучше понять данный материал.

Правильная тонировка вашей работы, определит будет ли ваша работа качественной и она намного важнее чем ее цвет. Если тонировка распределена не правильно (т. е. невозможно отличить передний план от среднего и заднего/ точку фокуса от окружающего), освещение и цвет не вытянет вашу картину.
Посмотрите ниже, на работу художника Claire Almon.
Обратите внимание на черно белую градацию использованную в этом рисунке, как четко визуально можно отделить один объект от другого. Тон помогает определить освещение и как будут выделятся объекты относительно друг друга (что в свою очередь поможет в планировании композиции).

Та же картинка только в цвете.

Когда тонировка вашего рисунка выполнена правильно, только после этого можно приступать к цвету.
Вот несколько примеров, правильной черно белой тонировки рисунка.


Цвет картины
Во многом, цвет вашей работы зависит от таких важных моментов как время суток, время года, где происходят действия и т. д. Установить цветовую схему для рисунка желательно пораньше. Когда вы только приступили рисовать, скорей всего, у вас уже есть идея, в каком цвете предполагается ваш рисунок. Без сомнения, ничто не стоит на месте, все меняется и развивается. С цветом, можно провести ту же самую аналогию. Если в каком-то месте рисунка этот цвет выглядит хорошо, это не значит, что так же хорошо выглядит везде. Поэтому не нужно боятся экспериментировать и искать, тот цвет, который подойдет лучше. Но не зарывайтесь, потому что очень просто перейти дозволенные границы.
Есть бесчисленное множество моментов, которые помогут определить цветовую схему. В какое время суток происходят действия, какая погода/небо, какое время года, и в конце концов, может это вообще другая неизвестная планета или открытый мертвый космос. Поэтому, как сказано было выше, постарайтесь определиться с цветом как можно раньше, чтобы избежать лишних исправлений на финальной стадии вашей работы.
Цвет, который вы выбираете должен помогать передавать эмоции, передать происходящую ситуацию. Если вы рисуете праздник или экшен, то лучший выбор это яркие насыщенные цвета, чтобы передать позитивные чувства и интенсивность происходящего. Чтобы передать меланхолическое настроение, используйте темные и менее насыщенные цвета, но в точке фокуса цвет все равно должен быть более динамичный, чем в других частях рисунка. Так много переменных, которые влияют на выбор цвета, ваша задача определить, какой цвет лучше всего подходит.
Ниже приведены примеры того, как цвет помогает передать настроение, рассказать историю и ведет зрителя по заданному пути.
На картинке ГОЛЕМ, вокруг главного центра художник использует сильные цвета, которые дают ясное понимание, что центр происходящего, именно здесь. Цвет, который окружает игрушку создает мистическое настроение. Внешние части рисунка имеют не очень насыщенный коричневый цвет. Это выделяет центральную область картины от всего остального.

На картинке ниже мы видим яркий контрастный цвет, который выделяет центральную точку фокуса.

Здесь используются голографические экраны на посадочных площадках, это выделяет их от всех остальных элементов в картине. Так как это самая насыщенная по цвету область, зритель всегда будет возвращаться в эту часть картины. Художник хотел передать настроение старой научной космической станции, поэтому он не использовал действительно яркие цвета.

Освещение в живописи
Правильное освещение имеет решающее значение в искусстве. Даже обычный человек, не художник, может сказать - это реалистичное освещение, а это нет. Они всегда скажут тебе если, что-то не правильно в твоей картине. Иногда, тебе удается перехитрить их, но чаще всего нет, и вся тяжелая работа была напрасной.
Итак, для того, чтобы узнать как свет взаимодействует с окружающей средой, лучше всего выйти на улицу и наблюдать. Если вы берете за референсы фотографии, изучите настолько хорошо, чтобы не смотря на фотографию вы могли рассказать другому, как это выглядит и что вы ощущаете. Использовать референсы это очень хорошо, но они не могут заменить неиссякаемый источник знаний и вдохновения, которые находятся в окружающей вас природе.
Точно так же как и с цветом, удачное освещение, может намного обогатить вашу картину и предать ей глубину. Посмотрим на примерах, как работает освещение.
На картинке ниже, мы видим сильное освещение, которое падает в точку фокуса. Из-за того, что передний план почти весь в тени, а на среднем плане падает основной свет, это беспрепятственно позволяет увидеть что происходит в картине. Мы видим разрушенный, опустевший мир, как-будто бы сами там присутствовали.

То, что Dylan Cole (автор картины ниже) мастер своего дела ни у кого не вызовет сомнения. И передний и задний фон залиты светом. Композиция установлена таким образом, что нас как бы толкает, туда вперед, к точке фокуса. Все это помогает видеть всю работу, которую проделал художник.

Заключение
Теперь когда, мы рассмотрели фундаментальные основы художника, вам наверное не терпится испытать их в своей практике. Практика и только практика даст ясное понимание этих законов. Навык обучения у всех людей разный, поэтому не нужно расстраиваться если у вас что-то не будет получаться сразу. Просто продолжайте в этом упражняться и все у вас получиться!
Помните, что каждый великий художник, тоже когда-то начинал с самого низа и упорно работал, вырабатывая нужные навыки. Поставьте перед собой цель, работайте и результат не заставит себя долго ждать!
На этом серия уроков «Основы художника» от Bobby Myers заканчивается.
Желаем удачи и успехов в достижении поставленной цели!